1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...
91 views

Михайлов Алексей Иннокентьевич

МИХАЙЛОВ АЛЕКСЕЙ ИННОКЕНТЬЕВИЧ

(1940–1980)

Родился в 1940 г. в поселке Охотский Перевоз Томпонского района. В 1953 г. его семья переехала в с. Чычымах Таттинского района. После окончания Чычымахской школы он начал работать в совхозе на ферме и быстро стал известным механизатором-рационализатором, применяя свое творческое видение и талант для улучшения трудовых процессов и производственных методов.

Алексей Иннокентьевич из семьи мастеров и исполнителей Михайловых из Таттинского улуса. В раннем возрасте отец Иннокентий Николаевич научил его играть на кырыымпе. В 10 лет Алексей самостоятельно изготовил свой первый инструмент [Чахов 2012 (А), с. 97]. Он прошел двухлетнее обучение по классу баяна в Детской музыкальной школе (директор Ф. С. Аргунов) в с. Ытык-Кюель, а затем работал баянистом в Доме культуры с. Чычымах, активно участвуя в художественной самодеятельности. Алексей также обучил игре на гармошке и баяне своих братьев Владимира и Николая, а также сестру Клавдию.

В 1961 г. он привез в Дом народного творчества кырыымпы-чороон и кырыымпы-кытыйа, сделанные из цельного массива дерева. Эти инструменты имели по две струны и извлекали звук с помощью смычка, хотя их звучание было довольно скромным [Чахов 2012 (Б), с. 28–29]. По воспоминаниям брата Владимира, в 1959 г. в республиканской газете «Бэлэм буол» была опубликована его фотография с инструментом кырыымпа-кытыйа, изготовленным А. Михайловым. Инструмент имел выдолбленный корпус чашевидной формы с декой из кожи. 

В 1967 г. Алексей Иннокентьевич создал звучные кырыымпы-хоппо с натянутой шкурой и другие инструменты, что значительно улучшило их звучание и легкость. Его целью было приближение звучания кырыымпы к якутскому тембру голоса [Чахов 1993, с. 31]. В семье Михайловых все занимались изготовлением музыкальных инструментов под руководством отца И. Н. Михайлова, а затем и Алексея.

В 1969 г. был организован семейный фольклорный ансамбль из семи человек, в котором звучали кырыымпа, виолончель, дьаҕа, күпсүүр, дүҥүр и хомус. Играли отец на кырыымпе, Алексей на кырыымпе-виолончели, братья Владимир на кырыымпе-альте, Николай на ударном инструменте дьаҕа. Кырыымпа-виолончель имела корпус в виде сэргэ – прямоугольной формы с эсами по бокам. Дека с резонаторным отверстием формы кытыйа, со штырем в нижней части. Головка и шейка (без ладов) выполнены из одного куска дерева. Инструмент имел 3 металлические струны. Кырыымпа-альт была похожа на инструмент мастера И. Ысыкова, который с 1929 г. хранится в Российском национальном музее музыки имени М. И. Глинки. Кырыымпа имеет большой корпус треугольной (грушевидной) формы с округленными концами и выпуклой декой. Короткая шейка без ладов и головка выполнены из одного куска дерева. Имеет три металлические струны. 

Семейный ансамбль начал выступать в клубе с. Чычымах и вскоре отправился на гастроли. В 1972 г. на I республиканском фольклорном фестивале в зональном показе в с. Майя Михайловы стали лауреатами [Чахов 2012 (А), с. 98], [Алексеев 1979, с. 3]. Вскоре А. И. Михайлов со своим оркестром из 18 человек успешно приняли участие в фольклорном фестивале в с. Чурапча. Эти инструменты, изготовленные Михайловыми, приобрел Таттинский народный театр [Чахов 2012 (Б), с. 30]. Позже, в составе семейного ансамбля Михайловых, под руководством Алексея Иннокентьевича, стали выступать его жена и дети. 

В июне 1979 г. семейный ансамбль принял участие в концерте «Поет Россия» в Алексеевском районе, где выступали известные композиторы и музыковеды. Осенью сюжет с участием ансамбля был показан в программе «Время» по Всесоюзному телевидению, а в декабре того же года они выступили на концерте фольклорных коллективов СССР на Центральном телевидении в Москве в рамках международного фестиваля «Радуга» [Чахов 2012 (А), с. 98–99]. Они исполнили композицию на кырыымпе и хомусе, а Алексей аккомпанировал на баяне.

Алексей Иннокентьевич также много выступал сам, играя на кырыымпе. В его архиве есть фотографии с выступлений, включая 1957 г. с Федорой Степановной и 1970 г. с отцом и ансамблем хомусистов. В 1973 г. они стали лауреатами Всесоюзного смотра Восточно-Сибирской зоны в Улан-Удэ.

Алексей Иннокентьевич был талантливым мастером по дереву и металлу. Изготавливал хомусы и якутские украшения. Он был награжден многими ведомственными грамотами и дипломами.

Каталог: Мастера-изготовители струнных инструментов народа саха / составители: А. И. Томская, С. Д. Никифорова; Музей музыки и фольклора народов Якутии; Национальный театр танца Республики Саха (Якутия) им. С.А. Зверева-Кыыл уола. – Якутск: 2025

Михайлов Алексей Иннокентьевич оҥоһуктара Саха сирин норуоттарын музыкатын уонна фольклорун музейыгар

Чаҕааннар

Кырыымпалар

Дьаҕалар